ТЕЧЕНИЯ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
|
Основой учения о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе, а также о правильном понимании вещей и их применении стала концепция чжэн мин – «исправления имен», т. е. приведения вещей в соответствие с их названием.
На базе этих философских положений Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: «Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным; отец – отцом, а сын – сыном». При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Конфуций нередко допускал критику отдельных правителей и противопоставлял им «мудрых» и «добродетельных» государей отдалённых времён — Яо, Шуня, Вэнь Вана, У Вана, Чжоу-гуна и ряд других. Социальному неустройству современного ему общества Конфуций противопоставлял идеальное общество да тун («великого единения»), которое якобы существовало в первые годы правления династии Чжоу (1027-256 гг. до н. э.). Начало эпохи Чжоу Конфуций считал «золотым веком», когда не было войн и распрей, царили всеобщее равенство и подлинная забота государей о народе. На возрождение этого «золотого века» и были направлена вся философская система Конфуция.
Религиозные представления и народные верования Конфуций считал суеверием. Его почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире («Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно служить духам?»). Но наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения. Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения «золотого века» и вновь построить общество гармонии и справедливости.
После смерти Конфуция его последователи основали восемь самостоятельных школ, из которых наиболее значительными были две: школа, которую возглавил Мэн-цзы (ок. 372-289 гг. до н. э.), и школа, возглавляемая Сюнь-цзы (ок. 313 – 235, или ок. 298 – 238 гг. до н.э.).
Важнейшим нововведением Мэн-цзы был тезис о том, что природа человека изначально добра. Исходя их этого развивалась идея о врожденном знании добра и способности его творить, о возникновении зла в человеке в результате неследования своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от внешнего негативного влияния. Мэн-цзы говорил о необходимости полного раскрытия исконной природы человека через образование, котрое позволяет познать Небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-цзы как высшая направляющая сила, определяющая посредством воздействия на народ и правителя судьбы людей и государств. Человеколюбие (жэнь), справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи) также врожденны человеку, причем жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий людей, а и – их разграничивающий.
Жэнь и и являются основой разработанной Мэн-цзы концепции «гуманного управления» государством (жэнь чжэн), в которой главная роль уже отводится народу («Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место»). Отсюда исходила и мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого или недостойного правителя.
|
|
|