АВРААМ
|
Аврам (евр. Абрам) или Авраам (евр. Абраам, Абрахам) — "отец великий (высокий)", "отец множеств", "он возвысился через отца".
Первый из великих иудейских патриархов Ветхого Завета. Потомок Ноя и прародитель еврейского народа (Израиля). Символ искренней, смиренной и не знающей сомнений веры. С его именем связано множество легенд. Жил, согласно Ветхому завету и традиционной хронологии, примерно ок. 1800 или ок. 1400 г. до н.э.
Предполагают, что он был пастухом и главой рода в местечке близ Хеврона. Даты его жизни: в 75 лет - переселение, в 100 - рождение сына по предсказанию, в 175 - смерть выбраны идеально, а не в соответствии с хронологией. Единственный из всех потомков Ноя, призванный Господом, он со своей женой Саррой и племянником Лотом покинул Ур Халдейский, чтобы отправиться в Ханаан. Благодаря своему призванию и заключенному с Богом вечному союзу (Завету), он стал носителем Откровения и Спасения, скалой, "из которой вы иссечены". Аврааму Бог открыл тайны своего единовластия.
Согласно исламской традиции Авраам должен был быть убит царем Нимродом, которого предостерегали о предстоящем рождении ребенка, носящего это имя и превосходящего богов и царей. Авраам был рожден от ангела Джебраила (Гавриила), и его мать скрывала его в пещере в течение 15 лет, причем вскармливали его пальцы Аллаха: из них он получал воду, молоко, сок фиников и простоквашу до тех пор, пока не стал достаточно взрослым, чтобы покинуть пещеру и стремиться к познанию Создателя. Подобная легенда есть и в сказаниях евреев.
Особо отмечался Авраам и средневековой типологией, которая в Ветхом завете видела символическое предвосхищение событий Нового завета. Так, его готовность принести в жертву сына Исаака, чтобы исполнить желание Бога, рассматривалась как "предчувствие" жертвы сына Божьего Иисуса Христа.
При этом в Новом завете отмечается, что важно не телесное, но духовное и моральное потомство, как проповедовал Иоанн Креститель
В христианском искусстве он изображается седовласым, с развевающейся бородой.
Его атрибут - нож, с помощью которого он намеревался принести в жертву своего сына Исаака.
В искусстве нашли наибольшее отражение следующие события из жизни Авраама:
Встреча Авраама с Мелхиседеком Покинув Египет, где они спасались от голода, Авраам и его племянник Лот, вновь "богатые скотом", отправились на север. Затем Авраам вернулся в Ханаан, а Лот стал жить в Содоме. Спустя некоторое время, как Авраам утвердился на земле Ханаанской, он узнал, что на города долины напали кочевники. Они захватили в плен Лота со всем его богатством. Авраама «вооружил рабов своих и преследовал неприятелей до Дана.» Напав на неприятелей ночью, Авраам разгромил их, освободил всех пленных и вернул награбленное. Возвращающегося с триумфом Авраама встретил Мелхиседек — царь Салима (Иерусалима) и первосвященник Бога Всевышнего. Он поднёс победителю хлеб и вино и благословил Авраама, сказав: «Благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». Авраам в свою очередь заплатил ему десятую часть завоеванного.
На Мелхиседеке священнические ризы, корона или митра; он несет евхаристическую чашу и хлеб. Этот сюжет прообразует собой Тайную вечерю, жертву Христа и евхаристию. В Послании к Евреям этот эпизод соотносится со служением Христа, которого называет священником по чину Мелхиседекову.
Три ангела (Радушие / Гостеприимство Авраама или Ангелы в Мамре) Однажды, когда Авраам "сидел при входе в шатер, во время зноя дневного", явились к нему три абсолютно схожих внешне мужа. Узнав в них ангелов Господних, он поклонился им до земли, омыл их ноги и, с традиционным для кочевника гостеприимством, принес им еды. Ангелы предрекли, что Авраама и Сарру Бог одарит сыном. Хотя к тому времени супруги "были стары и в летах преклонных" в назначенное время Господь явился Сарре, как и обещал, и она родила Аврааму сына, которого нарекли Исааком, что означает "а Сарра смеялась".
Трое пришельцев, как правило, предстают в виде ангелов - с крыльями, а нередко и с нимбами. Авраам обычно стоит перед ними коленопреклоненный, или моет им ноги, или же потчует их. Его дом чаще представляет собой скромное строение, а не шатер, как сказано в Писании. Поскольку Авраам обращался к трём ангелам как к единому, этот эпизод рассматривался как намек на Троицу, а их предсказание — как прообраз Благовещения.
Наказание (Изгнание) Агари и Измаила. Сарра, жена Авраама, будучи бесплодна, предложила своему мужу взять, согласно обычаю, в наложницы служанку: египтянку Агарь. Измаил, рождённый ею, был первым сыном Авраама и причиной ревнивой вражды двух женщин. Когда родился Исаак, сын Сарры, Измаил стал насмехаться над своим младшим братом, поэтому Сарра потребовала, чтобы Авраам наказал его вместе с его матерью. Авраам снабдил их хлебом и отправил прочь в пустыню Вирсавию. Когда вода кончилась, Агарь положила Измаила под кустом умирать, а сама села поодаль, плача. Но появился ангел (традиционно считается, что это архангел Михаил) и открыл источник воды.
В искусстве встречаются две сцены:
- наказание и
- явление ангела.
Обе они распространены в итальянской и голландской живописи XVII века.
Жертвоприношение Авраама (Жертва Исаака; связывание Исаака). Дабы испытать веру Авраама, Господь приказал ему принести в жертву собственного сына Исаака. Они отправились к месту жертвоприношения: Авраам на своем осле, а Исаак - пешком, неся дрова для алтарного костра. Когда Авраам уже занёс свой нож над связанным на алтаре Исааком явился ангел (традиционно считается, что это был — Михаил) и остановил его руку сказав: «...не поднимай руки на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Взглянул вверх Авраам увидел овна, запутавшегося в лесной чаще. Его-то он и принес в жертву вместо сына. Согласно мусульманской традиции, считается, что жертвоприношение Авраама было совершено на горе Мория в Иерусалиме.
Очень популярная в живописи сцена из жизни Авраама: Авраама обычно изображают с занесенным над Исааком ножом, иногда другой рукой он закрывает Исааку глаза. Исаак стоит на коленях или лежит (обычно обнаженный) на алтаре, на котором находятся связки дров. Ангел касается руки Авраама; при этом другой рукой указывая на овна.
Этот сюжет занимал центральное место в системе средневековой типологии - отыскании параллелей между Ветхим и Новым Заветом:
- Преднамеренное жертвоприношение Авраама воспринималось как тип Распятия - принесение самим Господом в жертву Христа;
- Исаак, несущий хворост, - прообраз Христа, несущего свой крест;
- овен оказывался Христом, принесенным в жертву;
- Шипы в лесной чаще - терновый венец и т. д.
Толкователи этого эпизода усмотрели в нем связь со страстями Господними, ибо как Авраам был готов покориться воле Божьей и принести Господу в жертву своего сына, так и Христос пожертвовал Собой ради Отца Своего и нес Свой крест на Голгофу, подобно Аврааму, несшему дрова на жертвенник.
|
|