АВГУСТИН, БЛАЖЕННЫЙ
|
Христианский святой, видимо, самый влиятельный и знаменитый теолог христианства. Епископ Гиппона (город на севере Африки), один из четырех латинских (западных) Отцов церкви.
Родился в Тагасте (город римской провинции Нумидии) в семье язычника и христианки. Образование получил в Карфагене. Затем отправился в Рим, где весьма прославился своей учёностью.
Его мать Моника (т.ж. канонизирована) очень хотела, чтобы Августин стал последователем доктрины христианской церкви. Однако он, прежде изучив манихейтво, отверг идеи своей матери, хотя и стал всё больше и больше осозновать в себе внутреннюю борьбу. Доводом Августина в пользу отвержения христианской веры была её простота, предназначенная для простых умов. Тягу к христианству Августин ощутил по приезде в Милан, уже будучи профессором риторики. Большое влияние на него оказал Св.Амвросий, впоследствии епископ Миланский (Медиоланский), и он же привёл его к принятию веры. Августин публично исповедался и принял крещение. Именно в честь этого события впервые был исполнен гимн "Te Deum" — "Тебя, Бога, хвалим".
Позднее, уехав в Африку, стал епископом Гиппона, где и оставался до конца своих дней. Августин прославился как борец против манихейства и пелагианства. Оказал огромное влияние на христианство, как своими произведениями, так и личным духовным примером. Определил позицию официальной церкви по отношению почти ко всем аспектам христианства, включая учение о Первородном Грехе. Самое известное его произведение — первый христианский трактат по философии и истории — "О Граде Божием".
Историю своей духовной жизни и трудного пути к христианской вере он изложил в знаменитой работе "Исповеди" (Confessione). Этот труд — первая в западной литературе автобиография и первый классический памятник христианского мистицизма.
Умер 76-ти лет от лихорадки во время осады города вандалами.
В христианском искусстве обычно изображается человеком средних лет безбородым или с короткой черной бородой в епископском облачении с митрой и посохом, либо с книгой и пером в руках (которые напоминаюти о его многочисленных и авторитетных сочинениях), но нередко и в мантии поверх монашеской рясы.
Его особые атрибуты:
пылающее сердце, пронзенное стрелой (иногда разбитое) как знак набожности, религиозного горения и страсти, пламенной любви к богу.
стрелы, пронзающие грудь как знак раскаянья в разгульном образе жизни, который он вел, будучи студентом в Карфагене, что описано в "Исповедях".
младенец в колыбели (появляется в живописи с XV в.), или маленький мальчик с морской раковиной в руках.
Наиболее частые сюжеты:
Св.Августин, идущий с матерью в школу, где их обычно встречает старый учитель.
Св.Августин, сидящий в задумчивости под деревом смоковницы.
Крещение Св.Августина Амвросием, епископом Медиоланским (Миланским). Часто в этой сцени изображается и Моника.
Св.Августин передает устав своего ордена. Фактически орден августинцев учрежден в XI веке и правила для него извлечены из трудов Августина.
Видение Св.Августина. Сюжет, занимающий особое место в иконографии Св.Августина и основанный на легенде, появляется в живописи с XV века, становясь очень распространенным в XVI-XVII веках. Эта история говорит, что прогуливаясь по берегу моря и размышлял о сущности Троицы, Августин повстречал мальчика, наполнявшего из ракушки морской водой лунку в песке, как бы переливая в неё целый океан
Св.Августин также часто изображается с другими латинскими отцами церкви — Амвросием, Григорием и Иеронимом, реже со своей матерью Моникой.
|
|