Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него глубоко символические структурные схемы, своего рода психокосмические диаграммы, называемые Мандала (т.дкйил-'кхор). В центре мандалы - главное божество, в окружении - от четырех до нескольких сотен божеств-спутников. Главное божество мандалы именуют йидамом данной системы тантр. Для йогина, посвященного в данную систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопровождающие йидама божества-помошники отличаются от Главы мандалы только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по природе они - различные аспекты центрального божества.
Мандала - это диаграмное представление мифической внеземной идеальной обители йидама, это всего лишь символ, созданный в помощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йидама, который стал объектом его медитации. Детальные объяснения того, какими должны быть размеры мандалы, его форма, вид, цвет и прочее, приводятся в спциальных текстах, посвященных соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и другой тип текстов, более сжато излагающих содержание и значение основного текста с целью облегчения их ритуального зачитывания и запоминания. К этим и исходным (т.н. "коренным") текстам существуют разнообразные разъясняющие их смысл комментарии.
Помимо указанного выше "зримого" типа мандалы существует и категория "незримых" мандал, которые слагаются в разуме созерцателя в процессе его медитации. В соотвествии со способом изготовления выделяют три типа мандала: начертаные черно-белые или нарисованные красками на ткани; выполненные цветными порошками на плоскости, изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких, например, метериалов, как дерево, глина. При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы места и времени согласно заданным в конкретной тантре параметрам с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места (плоскости) недостаточны, то взамен полных фигур божеств рисуют замещающие их символы (например, тантрические объекты) или просто одиночные биджа-мантры соответствеющих божеств: ХРИ Авалокитешвары; ДХИ Манджугхоши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т.д. Мандалы, где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются "телесными" , где только именами или биджа-мантрами - "коммункативными" или "речевыми", где только символами - "мысленными". После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные мандалы сметаются, разрушаются. Порошковые, собранные в специальный сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревяынный мандал сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение мадалы призванно, в частности, устранить привязанность посвященного к освященной физической стуктуре мандала, показать его преходящесть или "пустотную природу" любых, даже сверхземных явлений.
В целом, все множество йидамиов можно раскласифицировать на основные типы : мирные, яростные, гневные, полугневные
Вот несколько примеров широко известных мирных йидамив: Манджушригхоша, Авалокитешввара, Тара, Амитаюс и т.д.
Примеры гневных йидамов: Ямантака, Кила, Хайягрива, Ваджрапани.
Примеры полумирных-полугневных йидаммов: Гуйясамадаваджра, Калачакра, Ваджраварахи.
Эти йидамы изображаются в различных формах одни - в обычном человекоподобном облике с одним лицом, парой рук и ног, другие - многоликими, многорукими, многоногими. Различные квазифизические аспекты и характерные атрибуты, которые совокупно слагают форму йидама, символизируют множество различных качество Премудрости и Всеведения Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к категории Прибежища Будды. Почему тантрийские тексты описывают так много йидамиов гневного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что буддийские учения призваны "дисциплинировать", "тренировать" разум как самого верующего, так и других, окружающих его существ. Разум обычных существ заклешеван вследствие общего сумбура их психики, они обречены беспомощно творить и накоплять не благие деяния. Поэтому такой фундаментальный порок, как сумбурность психики должен быть полностью искоренен. С тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею порочной природы этого состояние "заклешеванности", оно и изображается в конкретной зримой форме.
Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов, друзей и просто нейтральных. Им легко понятны чувства ненависти, любви или равностности, которые возникают при взаимоотношениях с окружающими. В контексте тантр "заклешеванность" рассматривается как враг человека. Например, символом состояния "заклешеванности" может быть попираемая стопами божества - йидама фигура - именно совокупность клеш, а не какие-либо живое существо. Так же надо понимать и символические атрибуты божества, их устрашающие украшения, отрубленные головы, вырванные сердца, кровь и т.п. Истолкование этих символов приводится в специальных текстах. Различные жертвоприношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах - тханка - все это также символически являет созерцателю гневную активность центрального божества - йидама. Все эти украшения и декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у специально убиенного для этой цели человека. Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть основана на сострадании к тем, кто загрязнен клешей невежества, и свой гнев йогин должен направлять на эту коренную клешу.
Шакьямуни Будда проповедывал татрийские учения, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные формы, которые, будучи искусными средствами, воздействовали так, что возбуждали и верующем слушателе отвращение к клешам, отвращение такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в качестве могучего, быстрого и всецело эффективного средства для уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама являет гнев, который испытывает отождествившийся с йидамом по оношению к клешм.
Все татнрийские ритуалы также выполняются с сострадающей установкой сознания по отношению к тем, кто заражен клешами, и с гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие методики пристранно описаны в многочисленных коментариях на тантры вместе с общим описанием ритуалов и порядким их осуществления.
|